Антон Ширяев: «Энергоэффективность нуждается в популяризации»

Антон Ширяев: «Энергоэффективность нуждается в популяризации»

В последние годы усилилось давление государства на застройщиков в вопросе увеличения энергоэффективности зданий. Так, был утвержден план мероприятий по повышению энергоэффективности многоквартирных домов. Сегодня мы спросили Антона Ширяева, заместителя генерального директора ГК «Сибпромстрой» по продажам, как его выполнение будет выглядеть на практике и каковы вообще перспективы этого направления в нашей стране.

Говоря о повышении энергоэффективности зданий, что, с вашей точки зрения, должно стать прерогативой власти?

На мой взгляд, решение ввести категории энергоэффективности многоквартирных домов С, В, А, А+ было верным шагом. Но это направление необходимо развивать и популяризировать. Сегодня покупатели квартир едва ли не в самую последнюю очередь обращают внимание на класс энергоэффективности дома. Из застройщиков акцент на эффективное расходование ресурсов в многоквартирных домах делают только те, кто сам строит дома с высоким уровнем энергоэффективности.

Кроме того, до сих пор сохраняются возможности по искусственному завышению класса здания, поскольку расчет теплопотерь достаточно сложен. Поэтому наряду с повышением грамотности населения необходим и более тщательный контроль, проверка соответствия дома заявленному классу энергоэффективности.


Какие технологии сегодня применяют застройщики, чтобы построить энергоэффективный дом высокого класса А, А+?

Строительство энергоэффективного дома подразумевает применение особых инженерных решений и продуманного подхода к строительству. Проектное бюро группы компаний «Сибпромстрой» разработало проект энергоэффективного дома, по которому мы возводим жилые дома вот уже более 10 лет.

Мы ставим целью сокращение теплопотерь здания в 1,5−2 раза.

Приведу некоторые примеры разработанных нами мер. Первая — это использование противопожарной лестничной клетки типа Н2, а не Н1, массово применяемого большинством девелоперов. Дело в том, что тип Н1 – это использование переходной лоджии как пути эвакуации. Ее применение приводит к появлению на каждом этаже каждого подъезда двух дополнительных дверей наружу. Естественно, это существенно снижает герметичность здания. Мы же используем тип лестницы Н2, т. е. эвакуационный путь от дыма и огня защищает не переходная лоджия, а тамбур-шлюз с мощным приточным вентилятором.

Второй источник теплопотерь в многоквартирном доме — транспортировка теплоносителя либо горячей воды от теплового пункта до каждой из квартир. Поэтому мы проявляем особое внимание снижению этих потерь. Мало кто задумывается о том, что круглый год оплачивает тепловую энергию, используемую водяным полотенцесушителем, и что рациональнее от него отказаться в пользу регулируемого по времени использования – электрического. Отдельное внимание мы уделяем правильной балансировке и автоматике системы отопления, чтобы не было перегрева или недостачи тепла в том или ином помещении. В квартирах установлены индивидуальные терморегуляторы, благодаря которым собственник самостоятельно может регулировать подачу тепла или полностью выключить отопление, например, на время отпуска.

Еще одним источником теплопотерь в многоквартирном доме являются технические этажи – подвал и чердак. В наших домах площадь этих этажей минимизирована. На кровле уложен очень толстый кровельный «пирог», дополнительно защищающий от потерь тепла.

Усовершенствована и технология крупнопанельного домостроения. Мы используем однослойную плиту и, соответственно, навесной вентилируемый фасад с теплоизоляцией минеральной плитой по периметру здания, что исключает риск промерзания межпанельных швов.

При работах по фасаду используются современные материалы для герметизации стыков и швов. Другой очень простой секрет – мы увеличили толщину утеплителя стен сверх нормы: 200 мм при нормах для Москвы и Московской области в 160 мм. Таким образом создается «строительная шуба», в которую «укутывается» каждый дом. Вообще, навесной фасад и минеральная плита по периметру решают большинство традиционных проблем крупнопанельного здания. Они позволяют не только сохранять тепло в помещении, но и препятствуют появлению сырости.


Как правило, много тепла уходит через остекление, панорамные окна…

Вы правы, еще один источник потерь тепла – это окна. Да, сейчас модно в современных домах устанавливать окна в пол. Но, между тем, стандартные оконные проемы теряют гораздо меньше тепла, чем увеличенные, да и лучше с точки зрения пожарной безопасности.

А благодаря монтажу в заводских условиях у наших окон более точная подгонка и минимальные швы.

Очень часто в современных жилых домах мы видим просторные коридоры и фойе в подъездах, причем девелопер преподносит это как товарное преимущество. Но, опять же, мало кто задумывается, что особого функционала у просторных подъездов нет, а вот финансовое бремя за уборку и особенно отопление МОПов несут все собственники жилья. В наших комплексах, построенных по проекту энергоэффективных домов, снижена площадь мест общего пользования до 8−13%. Для сравнения, в других проектах — на 25% и более.

Кроме того, мы используем такие уже распространенные механизмы, как установка лифтов с качественными частотными преобразователями и светодиодных лампочек в МОПах с датчиками движения и шума.


Энергоэффективный дом сегодня – это работающий проект? Или пока больше дань моде и реклама?

Стоит признать, что есть ряд технологий, которые способны еще больше снизить теплопотери зданий. Но в России эти технологии практически не применяются. Например, в европейских странах стандартом является система рекуперации тепла в жилых домах. Когда выходящая из квартиры теплая вода и теплый воздух через теплообменник подогревают входящую воду и воздух.

Это очень дорогая система, и если применять ее в современных условиях рынка, то она значительно повысит себестоимость строительства и, соответственно, стоимость жилья. Учитывая, что для покупателя энергоэффективность дома находится на одном из последних мест, рентабельность у такого проекта будет очень низкой.


Не будет ли для покупателя жизнь в энергоэффективном доме менее комфортной – тусклые энергосберегающие лампочки, ограничения в подаче тепла? Какую выгоду получают жители таких домов?

Плата комфортом за экономное расходование ресурсов – это очередной миф, развенчать который тоже возможно через популяризацию энергоэффективности и повышение грамотности населения.

Энергоэффективные лампы дают света порой даже больше, главное — подобрать подходящую мощность. Да, они дороже, но и работают дольше. Подача тепла в энергоэффективных домах не ограничивается. Более того, человек сам может регулировать температуру. Уменьшенная площадь мест общего пользования не влияет существенно на комфорт проживания в квартирах. Как таковой необходимости в просторных коридорах и лестничных клетках нет. Они постепенно загромождаются велосипедами, коробками, начинают выполнять функции кладовых, и в итоге их полезная площадь сокращается до минимума.

Но главное, что получает человек, проживающий в энергоэффективном доме – это уменьшение теплопотерь. А снижение теплопотерь в здании позволяет и значительно экономить на коммунальной плате.


Сколько реально могут экономить жители? Можете привести какие-нибудь расчеты?

Проект энергоэффективного дома мы начали реализовывать в ХМАО. Поэтому приведу расчеты по сургутским домам, поскольку по московским объектам еще рано делать выводы. Энергоэффективность здания отслеживается и подсчитывается в среднем в течение 5 лет.

При нормативе теплопотерь для Сургута в 56 Вт/кв. м наши дома теряют чуть более 30 Вт/кв. м. Для Москвы и Московской области нормативный показатель теплопотерь составляет около 43 Вт/кв. м. Мы ожидаем фактический уровень теплопотерь на уровне даже менее 25 Вт/кв. м.

Основой для снижения затрат на водопотребление является установка в домах емкостных водонагревателей. Если сравнить «платежки» за ЖКУ в Сургуте в двух домах – от ГК «Сибпромстрой» с автономным горячим водоснабжением и в доме с централизованным ГВС, то разница в водопотреблении будет очень заметной. В нашем доме семья из двух человек за три месяца израсходовала воды на 1,5 тысячи рублей, а такая же семья в доме с централизованным горячим водоснабжением потратила на холодную и горячую воду 2,5 тысячи рублей.

В целом, общие коммунальные расходы существенно отличаются. Так, например, в квартире общей площадью 72 кв. м за январь (самый холодный месяц) плата за ЖКУ в энергоэффективном доме составила 5−6 тысяч рублей. В квартире аналогичной площади в обычном доме она может доходить до 10 тысяч рублей.


На жилье с энергоэффективными технологиями могут рассчитывать жители только домов бизнес-класса и выше? Или это доступно и в комфорт-классе или, может быть, даже в стандарт-классе?

ГК «Сибпромстрой» в настоящее время строит только дома стандарт- и комфорт-класса. В Подмосковье по проекту энергоэффективного дома построены оба наших проекта: ЖК «Альтаир» и масштабный «Первый Зеленоградский». Дома соответствуют классам энергоэффективности А или А+ (очень высокий) – я не знаю других проектов стандарт-класса, которые могли бы похвастаться таким высоким показателем. Энергоэффективные технологии и должны быть, в первую очередь, применены в стандарт-, комфорт-классе, т. е. там, где большое число жителей прибрели квартиру в ипотеку, и для них важно рациональное расходование финансов.


Насколько энергоэффективные технологии обходятся застройщику дороже, чем обычные? Чем мотивирован застройщик?

Как я уже говорил, энергоэффективный дом – это, в первую очередь, грамотная работа на этапе проектирования со стандартным набором инструментов и продуманные инженерные решения. Большинство технологий по созданию энергоэффективного дома не обходятся девелоперу дороже, а некоторые даже позволяют сэкономить – например, за счет сокращенной площади мест общего пользования.

Для застройщика мотивация выражается в том, что энергоэффективность дома становится товарным преимуществом. Причем это преимущество выливается в реальную экономию для жителей.

И, безусловно, приятно, когда твоя работа оценивается профессиональным сообществом. Три года подряд ГК «Сибпромстрой» занимает лидирующие позиции на Всероссийском конкурсе по энергосбережению ENES. В 2015 году мы заняли первое место в категории «Лучший энергоэффективный многоэтажный жилой дом». А в 2016 году мы стали лидерами в энергоэффективности среди многоэтажных домов. Теплопотери в домах, выставленных на конкурс, были снижены более чем на треть.


Становится ли больше энергоэффективных домов? Какова динамика?

Без специального исследования сложно назвать конкретные цифры. Можно лишь с уверенностью сказать, что идея повышения энергоэффективности зданий и в целом более бережного расходования ресурсов постепенно становится более популярной. Тем не менее, покупатели до конца не осознают, что конкретно дает им рациональное использовании ресурсов. Для подавляющего числа клиентов такой показатель, как класс энергоэффективности дома, вторичен. По этой же причине он вторичен и для застройщика: нет спроса – нет предложения.

4